ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДОПУСТИМЫХ МЕТОДОВ ЭКСПЛУАТАЦИИ СИСТЕМ И АГРЕГАТОВ САМОЛЕТА
Допустимые методы эксплуатации агрегатов и систем самолетов устанавливаются с позиции поддержания требуемого уровня летной годности в процессе эксплуатации. Этот уровень устанавливается: отечественными и зарубежными нормами летной годности, нормативными документами заказчика и специально оговоренными требованиями заказчика.
Уровень летной годности при установлении допустимых методов эксплуатации определяется на основании степени опасности и частоты возникновения ФО систем самолета. Для установления допустимых методов эксплуатации агрегатов и систем самолета необходимо выполнить:
1) анализ функциональных отказов систем самолета для определения влияния каждого вида отказа агрегатов на возникновение особых ситуаций и ожидаемой частоты их возникновения;
2) анализ взаимовлияния и взаимосвязи систем самолета по функциональным связям с оценкой степени опасности ФО, вызванных взаимовлиянием систем;
3) анализ взаимовлияния и взаимосвязи систем самолета по компоновочным связям;
4) анализ влияния нелокализованного разрушения роторов двигателей, вспомогательной силовой установки (ВСУ) и других роторов высоких энергий на безопасность полета, а также установить:
5) наличие процессов старения для каждого из агрегатов и их связь с видами отказов агрегата;
6) наличие признаков предотказного состояния по каждому виду отказов агрегатов и наличие надежных методов их контроля в эксплуатации;
7) в процессе эксплуатации контролировать динамику изменения потока отказов агрегатов и систем от "возраста" самолетов (в летных часах, полетах, годах эксплуатации) с привлечением материалов эксплуатации аналогов, установленных на других самолетах.
Общие принципы установления допустимых методов эксплуатации агрегатов и систем самолетов заключаются в следующих положениях.
Техническая эксплуатация до безопасного отказа (ТЭО) с контролем динамики изменения уровня надежности агрегатов и систем в зависимости от "возраста" самолета допускается при выполнении следующих условий:
— степень опасности видов отказа агрегата (системы) не хуже УУП;
— проведенный анализ показывает отсутствие воздействия на другие агрегаты, или суммарные последствия этого воздействия создают особую ситуацию не хуже УУП.
Техническая эксплуатация до предотказного состояния применяется при следующих условиях:
— степень опасности видов отказа агрегата (системы) не хуже СС;
— сформулированы признаки предотказного состояния, при этом для видов отказов, создающих СС, определены виды контроля этих признаков;
-возможность контроля сформулированных признаков предотказного состояния подтверждена опытом эксплуатации или соответствующими испытаниями.
Техническая эксплуатация по ресурсу (сроку службы) применяется, если степень опасности видов отказа агрегата (системы) с учетом возможного влияния на другие агрегаты (системы) хуже УУП и невозможно (или нецелесообразно) эксплуатировать агрегат до предотказного состояния.
Изложенные принципы определения допустимых методов эксплуатации приведены в табл. 4.3.
Таблица 4.3 Принципы определения допустимых методов эксплуатации
|
Изложенный подход определения допустимых методов эксплуатации не распространяется на элементы планера и конструкции шасси, а также на агрегаты, входящие в поставку двигателя.
Эксплуатация электрожгутов и их соединительных элементов осуществляется в соответствии с технологией плановых ремонтно — восстановительных работ по самолету.